ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
Сергей Каменский
Причины детской забывчивости
Чаще всего они связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника
Жалобы родителей на забывчивость ребенка часто достигают гневного накала, потому что с этим недостатком не только школьнику, а всей семье трудно жить. «Ни на что памяти нет! Вчера забыл спортивную форму, хотя она приготовленная у двери лежала. И опять получил двойку по физкультуре: ведь не первый и не второй раз забывает. Забыл записать, что задано по математике, и весь вечер висел на телефоне: обзванивал приятелей, чтобы задание узнать. Забыл из химчистки вещи забрать. Забыл, забыл, забыл! Что делать? Как заставить помнить?»
Неорганизованность или протест
На первый взгляд вопрос о памяти логичен. В самом деле, если ребенок все забывает – и вещи, и задания, и обещания – значит, надо «исправлять» память, это она виновата. А между тем с памятью-то у ребенка все в порядке. Почему? Да потому, что если бы у школьника была беда с памятью, если бы он действительно не был способен ничего запомнить, то родители пришли бы к специалисту гораздо раньше и совсем с другими жалобами. Куда более серьезными. Так что дело не в памяти. А в чем?
Для упорной детской забывчивости существуют две типичные причины. Первая причина – неорганизованность. Вторая – протест. Они могут переплетаться. Но обе связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника. Конечно, память у детей разная – у кого-то послабее, у кого-то посильнее, но дело в умении и желании пустить память в ход. Если у ребенка умения и желания нет, то и наилучшая память не избавит от забывчивости.
Все по порядку
Прежде чем браться за исправление забывчивости, надо определить, чем она вызвана. Внимательно присмотреться и проанализировать, что именно ребенок забывает и в каких обстоятельствах. И обязательно «оборотиться на себя». Если родители люди неорганизованные, то у них самих простейшие бытовые действия вроде сборов на работу или в дорогу превращаются в хаотическую беготню по комнатам в поисках пропавших вещей, которые «вот только что тут лежали». В этом случае от ребенка трудно ожидать, что он спокойно соберется в школу, проверит расписание и не забудет спортивную форму.
Первое «лекарство» от забывчивости – организованность, упорядоченный режим дня, отработанная последовательность действий. Для младшего школьника собраться в школу – довольно-таки сложная работа. Этому его надо научить. Но частенько бывает так, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и подменяют работу ребенка собственной работой. Сами все соберут, приготовят, наденут ему рюкзачок на спину – и вперед. Конечно, в этом случае родители могут быть спокойны: все сделано правильно, ничего не забыто. Но ученик «растренировывается». Зачем «держать в голове» кучу вещей, если все равно мама позаботится? Как только ребенку придется действовать самостоятельно, тут же встанет во весь рост злосчастная проблема забывчивости.
Итак, собираемся в школу не вместо ребенка, а вместе с ним. Сначала участвуя в его сборах, помогая ему, а потом подсказывая понемножку, если есть подозрение, что он может что-то упустить. Процесс разбиваем на этапы. Смотрим расписание на завтра – раз. Кладем в рюкзак учебники и тетради в соответствии с расписанием – два. Проверяем, понадобятся ли спортивная форма, краски, пластилин, фломастеры, – три. С вечера проверяем, готовы ли одежда и обувь, – четыре. Вспоминаем, не поручала ли учительница принести что-нибудь особенное, – пять. Для первоклашки-второклашки эту простую последовательность можно изобразить яркими значками на листе бумаги и повесить над письменным столом. Выходя из дома, полезно остановиться на пороге и еще раз мысленно «окинуть взглядом» – все ли сделано. Если ребенок выходит из дома один, то последовательность действий дополняется важным и серьезным заданием – проверить, все ли выключено.
Вместе с ребенком составьте распорядок дня. Не тот, напоминающий казарменный режим – «подъем во столько-то, отбой во столько-то», – а деловой, куда должны быть вписаны действия, которые надо выполнить, чтобы не хвататься за них в панике в последний момент. Вечером вместе с ребенком прикиньте, что надо не забыть сделать завтра. Когда дел набирается много, запишите их. Или пусть запишет сам, если достаточно овладел этим умением. Для школьных заданий помогите установить крайний срок выполнения, отсчитайте от него назад столько дней, сколько, по мнению ученика, ему понадобится, чтобы без спешки выполнить работу. Со временем посоветуйте завести ежедневник и подарите ребенку красивый блокнот. Он сможет сам справляться со своими планами с помощью ежедневника.
Чтобы не забыть записать домашнее задание, ученику просто надо проверить это, выходя с урока. Для малыша можно обозначить домашнее задание каким-нибудь значком – допустим, «голубая точка» – и вложить в дневник или в тетрадь листок с голубым кружочком. Но вообще-то забыть записать домашнее задание – это, согласитесь, довольно странно. Задание ведь и диктовали, и на доске писали. Чем же был занят ребенок, если ничего не видел и не слышал? А может быть, не хотел слышать? Когда ученик систематически «забывает», что было задано на дом, возникает подозрение, что причиной оказывается протест.
В этом случае надо задуматься, не скрываются ли за словами «я забыл» совсем другие слова – «я не хочу», «я боюсь», «у меня не получается». Родителям придется серьезно спросить себя: а дают ли они ребенку право, позволяют ли ему открыто выражать свои желания и нежелания? Доверяет ли им ребенок? Делится ли с ними своими трудностями?
Издержки требовательности
Забывчивость – форма пассивного протеста слабого, неопытного существа. Такой протест упорен и приносит много вреда как самому «протестанту», так и всей семье. Но он обозначает, что ребенку есть против чего протестовать…
Если в семье установилась атмосфера строгой, неуклонной требовательности, не соответствующей возрасту и возможностям ребенка, то развития «забывчивости» приходится ожидать со стопроцентной вероятностью. Ребенок не осмеливается прямо отказаться от какого-либо дела, он не говорит «не могу» или «не хочу», он не говорит «я не умею, покажите, как». Он говорит то, что кажется ему более простым и легким, – «я забыл». «Собирался, но забыл!» «Я же не отказывался, я забыл!» «Я не виноват, я просто забыл!»
Говорит ли в этом случае ребенок неправду? И да и нет.
В некоторых случаях, ссылаясь на забывчивость, ребенок однозначно лжет. Он даже слишком хорошо помнит о каком-то неприятном для него деле и уклоняется от него под прикрытием забывчивости. Если ученик несколько раз подряд «забыл» спортивную форму, заботливо приготовленную на самом видном месте, то причина не в забывчивости, а в чем-то другом, чего родители не знают. Ребенок что-то скрывает. Что? Какую-то неприятность. Может быть, он за что-то обиделся на учителя. Может быть, у него что-то не получается, он стесняется своей неуклюжести или неловкости, поэтому и не хочет участвовать в уроке. Ему легче получить плохую отметку за то, что опять забыл форму, чем за то, что опять не смог подтянуться на перекладине и весь класс над ним смеялся. То же самое и с вечно «забытым» домашним заданием. То ли ученик находится в состоянии «борьбы» с педагогом, то ли не понял чего-то и боится даже подступиться к заданию. В любом случае ругать ребенка за то, что он «опять забыл», бесполезно. Причины глубже. Причины в том, что ребенок одинок в своей беде, но не ищет помощи у родителей, а пытается совладать со своей проблемой самым неподходящим способом – делая вид, что забыл о ней.
Иногда, напротив, ребенок говорит правду. Он в самом деле забыл. Просто потому, что действительно ничего не видел и не слышал. Родители нередко искренне возмущаются: «Сто раз ему повторил! Так нет же! Смотрит потом честными глазами и говорит, что не помнит». Но младший школьник, как и дошкольник, прежде всего воспринимает интонацию и отношение. Сто раз повторенный гневный приказ он и в самом деле мог не расслышать. Он слышал другое: что мама или папа сердятся, недовольны им, не любят его… Такой «ужас», как сердитые родители, полностью заслонил ребенку то, что они ему велели.
Типичной, к сожалению, оказывается и такая ошибка родителей: они сами поддерживают эту форму пассивного протеста, поставив ребенку клеймо забывчивого. Тем самым фактически признавая и даже оправдывая поведение ребенка. Забывчивый! Да, за это его ругают – но получается, что протест действует. Ведь ребенок и правда, якобы забывая, не делает того, чего не хочет.
Может пригодиться
Умение распределять внимание и объем работы – это качества, которые можно успешно потренировать с помощью простых и увлекательных упражнений, они вдобавок помогут повысить грамотность малыша.
«Зачеркни букву»
Для тренировки потребуется старая газета или, еще лучше, пестрый журнал, а также набор фломастеров или цветных карандашей. Сначала ребенок получает совсем простое задание – в небольшом отрывке текста зачеркнуть красным карандашом букву «А». Он быстро и без труда справится с этой работой. Похвалите его и скажите, что теперь ему придется посложнее.
В следующем отрывке текста букву «А» он должен красным карандашом не зачеркивать, а подчеркивать, а зачеркивать теперь нужно, допустим, букву «О». Такое усложнение тоже будет ребенку вполне посильным.
Тогда начинается третий этап. Букву «А» подчеркивать красным, букву «О» зачеркивать синим, а букву «И» не зачеркивать и не подчеркивать, а, встретив ее, говорить: «Буква “И”». Чтобы ребенку не надоело, за один раз надо ограничиваться тремя этапами тренировки. Успешное выполнение заданий хорошо бы отметить маленьким призом. Взрослый может играть вместе с ребенком, тренируя собственное внимание, а ребенку в этом случае выпадает еще один этап: проверить мамино или бабушкино задание.
«Квадратики»
Для этой игры понадобится нарезать квадратики из цветной бумаги. На столе или на белом листе расположите четыре квадратика. Игроку дается 30 секунд на то, чтобы присмотреться и сказать на память, какого цвета квадратики и как именно выложены. Например: «В центре красный, а в верхнем ряду три синих». С приобретением сноровки количество квадратиков увеличивается до девяти.
«Что я вижу?»
Попросите ребенка закрыть глаза и по памяти описать ту самую комнату, где вы с ним сидите и играете. Задание станет для младшеклассника интересным и очень поучительным: оказывается, насквозь знакомую, ежедневно находящуюся перед глазами комнату описать не так-то просто. Когда ребенок почувствует трудности – а он их непременно почувствует, потому что никогда не ставил себе целью сосредоточить внимание на том, что повседневно наблюдал, – предложите ему открыть глаза и присмотреться к обстановке сознательно и внимательно.
Для этой игры-тренировки можно использовать самые разнообразные картинки, открытки, репродукции. Предложите маленькому игроку в течение минуты внимательно рассмотреть картинку: что изображено, какого цвета, в каких взаимных отношениях? Это упражнение развивает помимо внимания также и речь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий